Содержание анализа налоговой базы организации состоит во все- стороннем изучении материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, эффективности их использования и их влияния на налого- обложение организации. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.
Цель анализа налоговой базы организации — повышение эффектив- ности формирования налоговой базы организации на основе системного изучения всех ее составляющих.
Задачами анализа налоговой базы организации являются:
идентификация реального состояния анализируемого объекта;
исследование состава и свойств объекта, его сравнение с извест- ными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными вели- чинами;
выявление изменений в состоянии объекта в пространственно- временном разрезе;
установление основных факторов, вызвавших изменения в со- стоянии объекта, и учет их влияния;
прогноз основных тенденций.
Правильный выбор цели и постановка задач анализа налоговой базы
организации имеют большое значение. На основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное состояние налоговой базы организации. Вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной, технологической, коммерче- ской и других видах деятельности предприятия.
Анализ налоговой базы организации включает ряд основных направлений:
изложение методик анализа налоговой базы организации;
выявление основных приемов анализа состояния и использова- ния материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
установление путей повышения эффективности хозяйствующего субъекта на основе комплексного анализа налоговой базы организации;
оценка экономических результатов работы предприятия с пози- ций оптимального формирования налоговой базы;
оценка расходов на производство и реализацию продукции (ра- бот, услуг), использования материальных ресурсов и состояния их запа- сов, состояния и использования основных фондов;
оценка эффективности формирования налоговой базы организа- ции и основных факторов, ее определяющих.
Функциями анализа налоговой базы организации являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативная.
Различают несколько методических подходов к проведению анали- за налоговой базы организации, основанных на структурировании, вы- явлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов. Методика проведения анализа налоговой базы организации включает совокупность конкретных методов (приемов), способов выполнения технико-экономического анализа.
Важными элементами анализа налоговой базы организации явля- ются структурирование, группировка и классификация отдельных эле- ментов, изучение количественных и качественных характеристик, уста- новление критериев и оценка эффективности функционирования пред- приятия.
В анализе налоговой базы организации используется большое чис- ло разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), которые можно классифицировать по различ- ным признакам.
1. Показатели использования материальных оборотных средств. К ним относится показатель оборачиваемости материальных запасов в днях и коэффициент маневренности.
Оборачиваемость материальных запасов в днях – отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:
О = материальные запасы . мз объем продаж / 360
С помощью данного соотношения устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение данного показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продук- цию предприятия. Высокое значение показателя может означать, что предприятие имеет больше материальных запасов, чем ему необходимо, либо испытывает трудности со сбытом продукции. Для получения более точного результата в числителе формулы часто используют среднюю величину материальных запасов за период.
Коэффициент маневренности– отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия (в процентах):
К = Текущие активы . м / Собственный капитал
Данный коэффициент показывает долю собственного капитала пред- приятия, находящегося в такой форме, которая позволяет свободно им ма- неврировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих из- делий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное обо- рудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величи- не можно судить о финансовой независимости предприятия.
2. Показатели платежеспособности. Платежеспособность пред- приятия – это его способность выполнять внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Данный показа- тель измеряет риск неплатежей по оплате налоговых обязательств. В общем случае предприятие считается платежеспособным, если его об- щие активы превышают его внешние обязательства. Таким образом, чем больше превышение общих активов над внешними обязательствами, тем выше степень платежеспособности.
Для измерения уровня платежеспособности используют специаль- ный коэффициент платежеспособности, который показывает долю собственного (акционерного) капитала предприятия в его общих обяза- тельствах (в процентах):
К Собственный капитал . n Общие обязательства
При определении платежеспособности предприятия всегда необхо- димо анализировать финансовую структуру источников его средств, т.е. из каких средств финансируются его активы. Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финан- сового отношения и определяется путем деления величины собственно- го капитала на размер внешних обязательств:
Ф Собственныйкапитал . о Внешние обязательства
Теоретически считается нормальным соотношение между собст- венным капиталом и внешними обязательствами 2:1, при котором 33% общего финансирования осуществляется из заемных средств.
3. Показатели прибыльности (рентабельности). Виды прибыли, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, являются наиболее общими показателями прибыльности предприятия. Однако при проведении ана- лиза налогооблагаемой базы организации важно знать, насколько эф- фективно (прибыльно) использовались все средства, обеспечившие по- лучение конкретного дохода.
Для оценки эффективности используют следующие показатели: 1. Рентабельность продаж:
Pp К1R N,
где N–выручкаотреализациипродукции(работ,услуг); Рр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг). 2. Рентабельность всего капитала предприятия:
КР, 2R Вср
где Вср. – средний за период итог баланса-нетто, а в качестве Р могут выступать как валовая прибыль (Рв), так и прибыль от реализации Рр.
3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов: КР,
где Fcp. – средняя за период величина основных средств и прочих вне- оборотных активов.
4. Рентабельность собственного капитала:
КР, 4R Ис
где Ис – средняя за период величина источников собственных ср
средств предприятия по балансу.
Комментарий по коэффициентам рентабельности:
1. K1R показывает, сколько прибыли приходится на единицу реали-
зованной продукции. Рост K1R является следствием роста цен при посто- янных затратах на производство реализованной продукции (работ, ус- луг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение K1R свидетельствует о снижении цен при постоянных за- тратах на производство или о росте затрат на производство при посто- янных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию предприятия.
2. K2R показывает эффективность использования имущества пред- приятия. Снижение также свидетельствует о падающем спросе на про- дукцию фирмы и о перенакоплении активов.
3. K3R отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, при- ходящейся па единицу стоимости средств. Рост К3R при снижении K2R свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно- материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в резуль- тате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.
3 R Fср
ср
4. K4R показывает эффективность использования собственного ка- питала.
4. Факторы, влияющие на показатель прибыли, их анализ
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объемов реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реали- зованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на электроэнергию и перевозки; изменения уровня затрат мате- риальных и трудовых ресурсов.
Методика формализованного расчета факторных влияний на при- быль от реализации продукции:
1. Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции: Р Р1 Р0,
где Р1–прибыльотчетногогода;
Ро – прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реали-
зованную продукцию:
где
PNpNppqpq, 1 1 1,0 11 01
N p p q – реализация в отчетном году в ценах отчетного года; 111
N p p q – реализация в отчетном году в ценах базисного года; 1.0 01
р – цена;
q – количество изделий.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции:
P PK P P(K 1), 01001
где Р0–прибыльбазисногогода;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.
K S1,0, 1 S0
где S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за от- четный год в ценах и тарифах базисного года;
S0 – себестоимость базисного года.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации
P P(K K), 3021
где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
Np K 1,0
2Np 0
N p – реализация в отчетном году по ценам базисного года; 1,0
где
сти продукции:
N p – реализация в базисном году 0
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимо-
PSS, 4 1,0 1
где S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетно- го года.
5. Показатели эффективности использования активов. Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами эффективно- сти, так как они служат измерителями уровня эффективности использо- вания активов, которые имеет предприятие. К ним относятся следую- щие коэффициенты.
Оборачиваемость материальных запасов – отношение объема про- даж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершае- мых материальными запасами в год:
О Объем продаж . мз Материальные запасы
Высокое значение этого показателя считается признаком финансо- вого благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает уве- личение объема продаж и способствует получению более высоких до- ходов. Однако если этот коэффициент значительно превышает средне- отраслевые нормы (от 4 до 8), ситуация должна быть подвергнута тща- тельному анализу, так как это может означать наличие риска, связанно- го с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и служить сигналом о воз- можной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точ- ного результата в знаменателе данной формулы часто используют сред- нюю величину товарных запасов за рассматриваемый период.
Коэффициент эффективности использования текущих активов –
отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам) (в процентах):
Э Объем продаж . та Текущие активы
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц про- дукции реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.
Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала – отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства) (в процентах).
Э Объем продаж . чок Текущие активы Текущие обязательства
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц про- дукции реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала.
Коэффициент эффективности использования основных средств – отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества пока- зывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 денеж- ную единицу основных средств (в процентах):
Э Объем продаж . ос Стоимость недвижимого имущества
Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и зависит от капиталоемкости производства.
Коэффициент эффективности использования общих активов – от- ношение объема продаж к общим активам предприятия (в процентах):
Э Объем продаж . оа Общие активы
Чем выше значения последних двух коэффициентов, тем более ин- тенсивно и эффективно используются производственное оборудование и другие виды активов.
Анализ налоговой базы организации включает большое количество одновременно осуществляемых действий по сбору, составлению, оформле- нию и передаче документации, выявлению и анализу закономерностей и тенденций, определению перспектив. Налоговая база может быть проана- лизирована в целом, а также по отдельным ее направлениям и функциям. Основой анализа и диагностики выступает мониторинг, т.е. постоянный, систематический контроль за изменением состояния налоговой базы и ана- лиз причинно-следственных связей ее результатов с определенными груп- пами факторов, диагностика тенденций и закономерностей.
Природа и сущность аналитической работы и оценки налоговой ба- зы организации предполагают ряд последовательных этапов:
1. Определение цели и задач.
2. Разработка программы (плана), в которой ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т.п.).
3. Установление последовательности выполнения. 4. Выбор и обоснование методов проведения.
5. Определение и подбор необходимой информации.
6. Проведение анализа путем изучения, обобщения исходных дан- ных, группировки и сравнения однородных показателей; выявление свя- зей, закономерностей, противоречий, количественной и качественной оценки отдельных показателей, учета влияния разнонаправленных фак- торов.
7. Обобщение результатов анализа.
8. Подготовка выводов по основным направлениям анализа, их кон- кретизация.
Выводы. Анализ налоговой базы организации – это первый и наи- важнейший этап в работе налогоплательщика по оптимизации своих налоговых обязательств.