Минимизация налогов – основная задача, стоящая перед каждой организацией. Как не заплатить лишнего и не быть привлеченным к налоговой ответственности – вот тот вопрос, который волнует руководителя любой организации не зависимо от организационно – правовой формы.
Под налогом в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Деятельностью по уплате налогов в организации занимается бухгалтерия и непосредственно главный бухгалтер. Он несет непосредственную ответственность перед Генеральным директором за правильное и своевременное начисление и уплату налогов. В его обязанность не входит разработка механизмов минимизации налогов, если бы Главный бухгалтер и поставил цель минимизировать налогообложение, то ему потребовалась помощь лица, имеющего юридическое образование.
Так как налог является обязательным платежом, то единственным способом уменьшить расходы Организации по уплате налогов является их уменьшение способами, установленными в законе. Процесс оптимизации налогообложения требует знание всего налогового законодательства в его разносторонности и разнообразии. Налоговый кодекс, как основной источник налогового законодательства, разработан юристами и при применении положений, связанных с видами налогов (Часть Вторая) требует не только отличное знание норм права, но и толковании их в связи с другими нормативно – правовыми актами. Нормы налогового кодекса носят или императивный, или диспозитивный характер, что говорит о том, что в случае несоответствия деятельности Организации императивным нормам, она может быть привлечена к налоговой ответственности, что грозит серьезными последствиями, как в материальном выражении, так и ответственностью непосредственно для руководителя Организации.
Современный период развития налогового законодательства характеризуется бурным его развитием, как в части изменения норм налогового законодательства, так и принятия новых законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения или в части усовершенствования регулирования отношений, возникающих между Организациями и налоговыми органами.
В соответствии с законодательством в РФ действует презумпция, что не знание законодательства не освобождает от ответственности. В связи с этим имеет значение определение точного момента вступления нормативно – правового акта в законную силу, отслеживанием новых законодательных актов и принятием своевременных мер для устранения возможных нежелательных последствий в будущем. На этом этапе имеет смысл проведение бесед между Главным бухгалтером и юрисконсультом, с целью планирования дальнейших действий.
В настоящий момент разработано достаточно много различных механизмов, способов «уйти от налогообложения» или снизить их размер. С этими механизмами хорошо знакомы налоговые органы, в связи, с чем принимаются новые законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс, устраняющие те «уловки», которые использовали эти механизмы.
Судебная практика в настоящий момент считает, что то что не запрещено законом, то разрешено; любая организация имеет право на освобождение от налогов по основаниям, установленным законом. Поэтому возможность снизить размер доходов, учитываемых при налогообложении, законодательно установлена. Главная задача состоит в том, чтобы знать об этих способах и умело их применять.
Достаточно часто возникают ситуации, в которых нормы налогового законодательства трактуются по-разному сторонами налогового правоотношения. В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, необходимо в суде точно обосновать свою точку зрения, основываясь на налоговом законодательстве. Это необходимо сделать не в процессе возникновения спора, а в момент когда в организации решили применить те или иные налоговые вычеты, основания для освобождения от налогов. Это возможно сделать не только на основе норм законодательства, но и на основе судебной практики.
Вопрос оптимизации или минимизации налогообложения принципиальный вопрос для организации, а цель налоговых органов не только устранить нарушение налогового законодательства, привлечь нарушителей к ответственности, но и предотвратить уменьшение размера доходов, учитываемых при налогообложении. В связи с этим, способы минимизации налогообложения могут быть разработаны, обоснованы и в случае возникновения спора защищены только лицами, имеющими юридическое образование в сотрудничестве с главным бухгалтером.